7
марта
2024
год
Международный научно-педагогический симпозиум
«Актуальные проблемы инновационного развития современного образования» стала главной темой для обсуждения в рамках III Международного научно-педагогического симпозиума. Мероприятие состоялось в СурГУ в смешанном формате. Соорганизаторы: Сургутский государственный педагогический университет, Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова и Донецкий государственный университет. Свыше трехсот человек стали активными участниками и слушателями симпозиума.
Ученые, преподаватели, аспиранты, магистранты научных и образовательных организаций, общественники и представители органов государственной власти обсудили насущные вопросы системы образования, его цифровизацию и трансформацию.
Со словами приветствия выступил проректор по науке и технологиям СурГУ Роман Оствальд, в очередной раз напомнив собравшимся о стратегических проектах вуза, в том числе благодаря которым наш университет становится интегратором передовых технологий и лучших образовательных практик для инновационного развития Югры. Директор Института педагогики Донецкого государственного университета Ирина Кудрейко, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Евгений Осипенко и заместитель декана факультета физического воспитания по научно-исследовательской работе Могилевского государственного университета им. А. А. Кулешова Дмитрий Лавшук также представили свои образовательные организации и поблагодарили организаторов за возможность участия в международном симпозиуме.
На пленарном заседании спикеры акцентировали внимание на классических вузах и первоочередных задачах развития российского педагогического образования. В данной системе поставлена цель – в условиях нестабильности общества, рынка сделать так, чтобы выпускник классического университета получал не одну, а две квалификации. Сегодня все российские вузы работают над встраиванием в свои образовательные программы дополнительной квалификации.
– Сургутский государственный университет практически со дня своего основания всегда понимал, что ему необходимо включаться в решение значимых региональных проблем, и определял свое поле ответственности. Не могу забыть очень важный этап, когда в России и в частности в регионах не хватало кадров по специальной и коррекционной педагогике. Сургутский госуниверситет благодаря своим связям и ресурсам брал на себя абсолютно уникальную инновационную разработку, стараясь насытить этими кадрами регион, – подчеркнула Елена Казакова, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Центра развития педагогических кадров Российской академии образования.
Практика, ее содержание и организация, партнерские отношения с учетом цифровизации – это то, на что тоже необходимо обратить внимание. К слову, в эпоху цифровой трансформации образования возникает необходимость в глубоком понимании методологии анализа данных (они бывают личностными, программными и институциональными). Доказательное образование предлагает переосмысление традиционных подходов в пользу методов, основанных на результатах исследований, что существенно повысит эффективность образовательного процесса. Напомним, в России с 2012 года началась реализация Концепции открытых данных, а в 2019-ом утверждена Концепция национальной системы управления данными, заложив основу для доказательного управления в образовании.
– Педагоги используют анализ данных для корректировки образовательных программ и учебных заданий, а это уже новая специализация – «data-аналитика», и соответственно, новые трудовые функции учителя. Необходимы и интеграция онлайн-курсов, виртуальных классов и мобильных приложений в образовательный процесс, разработка персонализированных учебных планов и систем оценки для индивидуального подхода к каждому студенту, а также включение робототехники и программирования в учебные программы для развития навыков XXI века, – считает Наталья Уварина, доктор педагогических наук, профессор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск).
Иными словами, современный педагог должен легко адаптироваться к любым изменениям, самостоятельно получать новые знания и умело их применять в педагогической практике, критически мыслить, обладать цифровыми компетенциями и решать задачи, используя ИТ-технологии.
По словам доктора педагогических наук профессора кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Института гуманитарного образования и спорта СурГУ Веры Повзун, образование человека в своей основе всегда является самоопределением, направленным на поиск своего места в мире и пространстве многообразия идей, взглядов, позиций. Ценностное самоопределение личности – это процесс, в котором человек осуществляет выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентаций. В образовании важнейшими принципами ценностного самоопределения являются открытость, непрерывность, свобода, ответственность, созидательность, корпоративность, мобильность, толерантность, кросс-культурность. Ценностно-смысловое самоопределение является составной частью педагога-профессионала и включает ценностное отношение к социальным нормам, ценностным ориентациям, культурным традициям педагогической деятельности и реализацию ценностных смыслов в его профессиональной деятельности. Таким образом, актуальными направлениями исследований данной проблемы являются: разработка концептуальной модели ценностно-смыслового самоопределения педагога для его профессионального развития в условиях дополнительного образования взрослых и построение развивающей образовательной практики в условиях сетевой модели постдипломного образования.
Программа первого дня научно-педагогического симпозиума включала работу сессий по психологии, педагогике, лингводидактике. Эксперты затронули психолого-педагогические аспекты современного образования, преемственность традиций и инноваций в данной системе, специфику работы и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемы и перспективы реализации физкультурно-спортивного воспитания молодежи в образовательных организациях, современные методы преподавания языковых дисциплин, теоретические и практические вопросы преподавания истории с учетом новых федеральных государственных стандартов и методических рекомендаций. Во второй день участников ждали мастер-классы и практикумы. Главная цель – обмен профессиональным опытом ученых со специалистами научно-образовательной сферы и укрепление взаимодействия научного сообщества в междисциплинарном поле гуманитарных исследований.
По результатам работы сессии будет издан электронный сборник научных трудов. Полные тексты материалов планируется разместить в базе данных Научной электронной библиотеки на сайте eLIBRARY.RU, сведения о публикуемых материалах включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Автор: Эльвира Галиханова
Фото: Ксения Радионова
Подписывайся на наш Telegram-канал!