28
ноября
2022
год
Теория и практика технологических инноваций
Образовательный интенсив программы круглогодичных инженерно-технических школ Сургутского госуниверситета по направлению «Промышленный инжиниринг», запущенный с целью выявления, поддержки и развития способностей, талантов у детей и молодежи, набирает все большую популярность. Под руководством экспертов университета обучающиеся успешно осваивают разработку и практическое использование технических и технологических решений. Новый образовательный сезон начался с конца сентября вводным онлайн-курсом «Креативный промышленный инжиниринг», на который записалось 127 ребят. По итогу его прохождения было отобрано 30 школьников. С 21 по 27 ноября они прошли обучение на первом образовательном интенсиве на базе СурГУ в очном формате.
Организаторы подготовили для ребят лекции, тренинги и мастер-классы по различным аспектам реализации инжиниринговых проектов. Одной из используемых на интенсиве образовательных форм явилась организация экскурсионной программы, которая включала в себя четыре экскурсии, – на крупнейшую в Западной Сибири и первую по величине в Российской Федерации распределительную электросетевую компанию АО «Россети Тюмень», Центр специальной подготовки «СИБИРСКИЙ ЛЕГИОН» имени Героя Российской Федерации полковника Богомолова Александра Станиславовича», Научную библиотеку СурГУ, полигон инфокоммуникационных технологий и систем связи кафедры радиоэлектроники и электроэнергетики. При этом на каждой из экскурсий перед участниками интенсива стояла задача собрать как можно больше данных о проектной деятельности.
Тренинги, которые проводятся на первом образовательном интенсиве, ориентированы на персональное развитие индивидуальных способностей – креативность, генерация идей, работа с текстами и схематизация, эффективная коммуникация, питчинг и интервью с клиентами. Важным навыком является освоение различных форматов реализации проектов – Project и Design. Для ознакомления с форматом Project ребята в течение 2,5 часов на мастер-классе «Пиратская правда пиратов или как сделать проект» погружают в сферу управления проектами. А на проектной игре по формату «Digital Craft» изучают основные принципы дизайна инжиниринговых проектов. В процессе этой игры школьникам необходимо было собрать и подключить к интернету медицинского робота, который собирает и передает данные биотелеметрии человека на сервер интернета вещей. В частности, каждый участник команды самостоятельно выполнял задание по своей компетенции – «Электроника и электротехника», «Моделирование и прототипирование», «Компьютерные сети», «Интернет инженерия и программирование», «Интернет маркетинг» и «Промышленная безопасность».
Пул экспертов, которые щедро делятся со слушателями своим опытом, полезной информацией, – доцент кафедры радиоэлектроники и электроэнергетики Елена Кондрашкина, руководитель образовательной программы SIESS: Промышленный инжиниринг; заведующий кафедрой радиоэлектроники и электроэнергетики Виталий Рыжаков; заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности Елена Майстренко; заведующая кафедрой педагогики профессионального и дополнительного образования Анастасия Демчук; доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Юлия Варлакова и др. На фестивале проектов под закономерным названием «Что дальше?» обучающиеся продемонстрировали знания, умения и навыки, полученные в процессе освоения этой инновационной программы.
«Задача наставников на данном этапе образовательной программы – научить ребят методам технологического маркетинга, умению правильно формулировать идею проекта, разрабатывать такие внутренние проектные объекты, как бизнес-модель, MVP (минимально-жизнеспособный продукт) и модели будущих технических решений. На Интенсиве 2.0 основной акцент будет сделан на формировании умения работать в команде, освоении инструментов разрешения конфликтов и ведения переговоров, реализацию проектов, решении кейсовых заданий, созданию прототипов, всего того набора инструментов, которые впоследствии помогут выпускникам нашей образовательной программы успешно выступать и побеждать на различных региональных, всероссийских и международных научных и инженерно-технических конкурсах, мы, с нашей командой, активно к этому готовимся, экспериментируем, подбираем наилучшие решения и инструменты», – прокомментировал Виталий Рыжаков.
В рамках образовательного интенсива ребята посетили компанию «Россети Тюмень», где узнали, что такое «эталон», «проверка», «калибровка» и др. Начальник отдела центра управления сетями Сергей Семенов рассказал о тюменской энергосистеме, способах передачи и распределения электроэнергии, работе диспетчеров и применяемых технологиях. В Центре управления сетями (ЦУС) ребята увидели диспетчерский щит, где размещены все энергообъекты региона. Им сообщили про тенденции развития электроэнергетики, о возможностях современного цифрового оборудования и интеллектуальных технологий. На лекции «Пиратская правда пиратов или как сделать проект» Виталий Рыжаков познакомил ребят с некоторыми аспектами по управлению проектной командой на примере героев сериала «Пираты Карибского моря». Они примерили на себя роли «руководитель», «менеджер», «лидер», «идеолог» и «наблюдатель», узнали, какими деловыми и личными качествами они должны обладать.
В лабораториях Политехнического института обучающиеся прошли практикумы по направлениям «Умный город», «Интеллектуальные энергетические системы», «Выполнение электромонтажных работ», «Промышленная безопасность».
«Мы изучили технологии и сервисы интеллектуальной энергетики, электронной инженерии, построения сетей и обеспечения связи в различных условиях. Как оказалось, вопросы экономики и управления бизнес-процессами, использование современных систем информационных технологий, креативное мышление, культура промышленной безопасности играют в промышленном инжиниринге такую же ключевую роль, как и технологическая составляющая. Современный инженер должен обладать знаниями и умениями исследования, конструирования, изготовления и обеспечения эксплуатации. В процессе освоения программы сделали вывод, что люди этой профессии должны уметь организовать рабочий процесс, координировать и управлять научно-техническими проектами», – отметили школьники, поблагодарив экспертов и организаторов за формирование инжинирингового мышления и управленческих компетенций, а также увлекательную экскурсионную программу.
Автор: Дарья Вейраух
Подписывайся на наш Telegram-канал!