19
марта
2024
год
Весенняя студенческая научная школа стартовала в СурГУ
Студенческие научные школы, которые проходят в Сургутском госуниверситете в рамках проекта «Студенческие олимпиады-2030», на сегодняшний день охватили более 800 участников из Югры и других российских регионов. Об этом с особой гордостью сообщила кандидат юридических наук Лариса Попова, руководитель уникального и в то же время очень перспективного проекта, который уже четвертый сезон подряд пользуется большой популярностью у молодежи – настоящих лидеров с исследовательским типом мышления и научным мировоззрением.
Весенняя студенческая научная школа открыта для всех желающих и будет работать в смешанном формате. Под руководством экспертов участникам проекта предстоит изучить гибкие навыки, освоить мастерство публичных выступлений и ведения дебатов, приемы командной работы, разобраться в методиках проведения научных исследований и особенностях проектной деятельности. Образовательная программа нового сезона насыщена лекциями, мастер-классами, тренингами, клубом дебатов, индивидуальными консультациями и др. Как заместитель директора Института государства и права и председатель Профсоюза СурГУ Лариса Попова считает, что в первую очередь профессиональное самоопределение и самореализация зависят от постоянного саморазвития и личностного роста, умения анализировать полученную информацию и публично защищать свою работу.
«Главные задачи, которые наша проектная команда решает, – это прежде всего раскрытие творческого потенциала студентов и формирование навыков исследовательской работы для получения знаний; приобщение к интеллектуально-творческой деятельности по выдвижению и реализации в научных исследованиях творческих идей; развитие коммуникативных способностей; участие в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях. Современная наука – это коммуникативно-информационное пространство, ведущая роль в котором отводится междисциплинарным связям и проектной деятельности, выступающим прочным фундаментом для построения научной карьеры. Хорошие возможности и перспективы для этого открывает и наша научная школа!» – подчеркнула руководитель проекта, добавив, что развитие науки – приоритетная задача государства и от активного участия подрастающего поколения в научно-исследовательской деятельности, прорывных инноваций зависит то, каким же будет наше будущее.
На торжественном открытии в Атриуме Библиотечно-информационного центра к собравшимся обратился ректор СурГУ Сергей Косенок. Сергей Михайлович отметил, что наука формирует позитивное мышление, учит системно анализировать самые сложные вопросы и находить для них оптимальное решение, значительно расширяет горизонты возможностей.
«В университете появляются все новые условия для вас, дорогие студенты! Мы стали участниками федеральной программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", инициатором создания ИНТЦ "Юнити Парк". Разработали программы "Аспирантура полной занятости", "Научной мобильности". У нас есть все необходимое для того, чтобы проводить научные исследования по самым передовым направлениям. В настоящее время ведется строительство Центра высоких биомедицинских технологий – это первый объект научно-технологического центра "Юнити Парк". Еще одно преимущество СурГУ – это возможность заниматься междисциплинарными изысканиями. У нас развиваются социально-гуманитарные, точные и технические, а также естественные науки», – резюмировал ректор, подчеркнув, что опыт научно-исследовательской деятельности пригодится студентам в жизни, даже если они не свяжут свой профессиональный путь с карьерой ученого.
Руководит организацией студенческих научных школ в СурГУ профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования, доктор педагогических наук Эльмира Насырова.
«Студенческая научная школа направлена, с одной стороны, на вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и инновационную деятельность, а с другой – на выявление и развитие талантливой молодежи СурГУ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что научный вектор, заданный школой, достиг желаемого результата, и дискуссионная площадка школы с каждым разом расширяет свои географические границы. Следует отметить, что интерес к школе со стороны студенческой молодежи возрастает. И, безусловно, это радует, так как научная деятельность в университете занимает особое место, и значительная роль здесь принадлежит студенчеству», – отметила Эльмира Фанилевна.
«Сургутский государственный университет славится своей продуктивной учебной деятельностью и бурной внеучебной жизнью студентов. Здесь проходят многочисленные фестивали, конкурсы, спектакли, квесты, флешмобы. Но есть студенты, которые выходят за общепринятые рамки, ищут иного самовыражения, задают вопросы и ищут ответы на них, применяя научный метод (любопытство, рассуждение, гипотеза, наблюдение, эксперимент, анализ, вывод). Именно такие студенты участвуют в конференциях, круглых столах, мероприятиях Научной студенческой школы, именно для них строится научно-технологический центр "Юнити Парк"! В студенческой научной школе можно не только самовыразиться, но и обрести близких по духу людей! Отмечу, благодаря участию в ней студентов-медиков из Индии она приобрела международный формат!» – проинформировала, пожелав участникам удачи, представитель оргкомитета стратегического проекта СурГУ кандидат педагогических наук заместитель директора Института гуманитарного образования и спорта Марина Ставрук.
Студенты четвертого курса направления «техносферная безопасность» вместе со своим наставником, старшим преподавателем кафедры безопасности жизнедеятельности Института естественных и технических наук Дарьей Белощенко, решили пройти двухнедельное обучение.
«У нас на первом и втором курсе ведется дисциплина "Основы проектной деятельности", на старших – "Реализация проектов по вопросам безопасности". Наши студенты активно участвуют в научно-практических конференциях, поэтому мотивированы на получение новых знаний и компетенций. Все это положительно влияет на саморазвитие личности, подготовку ВКР, полученные материалы являются прочной базой для дальнейшего поступления студентов в магистратуру или же аспирантуру. Это очень полезный опыт, ведь они обогащаются интеллектуально, получают знания, налаживают междисциплинарные связи», – поделилась аспирант СурГУ Дарья Васильевна.
Первый день научной школы ознаменовался двумя лекциями от ведущих экспертов. «Принуждения к овладению научным методом» – эту тему в режиме видео-конференц-связи раскрыл профессор, доктор технических наук одной из ведущих школ бизнеса в области высшего и послевузовского профессионального образования – ИБДА РАНХ и ГС при Президенте РФ Андрей Теслинов. Профессор-практик подробно остановился на анализе фаз эволюции, развитии мышления, происхождении культуры, формах постижения реальности (эмпатия, рефлексия, озарение), связи обстоятельств с научным методом. По словам Андрея Георгиевича, наука – это способ постижения реальности, основанный на доказательстве истинности наших суждений через изменения. Тогда как мышление – способ освоения мира живыми существами особенного типа. В процессе своего выступления спикер делал акцент на взаимосвязи практики и теории. Говоря о научной деятельности, профессор признал, что любой объект может быть прочтен по-разному, однако глубина прочтения реальности определяется мышлением человека. В частности, призвал студентов к самореализации и поиску своего призвания в жизни.
Не менее интересно и познавательно прошла лекция о том, как искусственный интеллект (ИИ) меняет работу и образование. Об этом рассказал руководитель кампуса «Школы 21» в Сургуте Дмитрий Балаушко. Кстати, 25 марта участники отправятся на экскурсию в школу программирования нового поколения! Спикер посоветовал ребятам расширять ИИ-кругозор, ведь в настоящее время только в сфере образования 300 продуктов с применением ИИ. Пользователям доступны 5000 сервисов с ИИ для самых разных задач.
«Человек конкурирует с ИИ за рабочие места. Специалисты трансформируются во фрилансеров. Большую часть современных профессиональных обязанностей будут выполнять роботы – кроме тех профессий, где ключевую роль играет индивидуальный контакт человека с человеком, поэтому важно непрерывное обучение всю жизнь», – подытожил Дмитрий Александрович.
От академических коммуникаций до личного бренда ученого – по такому принципу выстроен образовательный маршрут эффективного взаимодействия студентов и ученых. Отрадно, что в крупнейшем университете Югры созданы, а также появляются новые условия для вовлечения молодежи в научно-исследовательскую, инновационную, научно-просветительскую деятельность и развития российской науки от теории к практике.
После обучения резиденты Весенней студенческой научной школы получат сертификаты.
Автор: Дарья Вейраух
Фото: Ксения Радионова
Подписывайся на наш Telegram-канал!