6
декабря
2021
год
Креативность как элемент инновационного образования в Югре
2 декабря на ХI Международной научно-практической конференции в научной библиотеке в формате дискуссионной площадки состоялась встреча, посвященная современным проблемам, тенденциям и перспективам социально-экономического развития – «Креативный потенциал Югры», где были затронуты сферы экономики, науки и образования. Данное мероприятие стало коллабарационной площадкой, где со своими докладами выступили студенты Сургутского государственного педагогического университета и студенты Сургутского государственного университета, выступив перед аудиторией с докладами на волнующие их темы. Студенты раскрыли проблему креативного образования, проявив свой потенциал и делясь собственными мнениями. Ребята получили ценные комментарии и поучаствовали в дискуссии с гостями мероприятия, которыми стали: «Тренинг-группа «Молодцы» – старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования СурГПУ Войко Роман и сертифицированный бизнес-тренер, телерадиоведущий Ханжин Владимир, эксперт Общественной палаты Югры, председатель РОО «Югорский интеллектуальный клуб», руководитель «АRT-резиденции» Сидорова Ольга Викторовна и доцент кафедры социально-гуманитарного образования СурГПУ, доктор философских наук Боровинская Дарья, доцент, кандидат исторических наук СурГПУ Пяткова Светлана, а в качестве главных инициаторов и креативных вдохновителей студентов выступили доцент кафедры экономических и учетных дисциплин Института экономики и управления СурГУ, кандидат экономических наук Залевская Мария и преподаватель кафедры экономических и учетных дисциплин Института экономики и управления СурГУ Морданов Максим.
Жукова Валерия, Смирнова Ксения и Фалеева Ольга провели статистическое наблюдение и представили результаты опроса, в котором приняли участие 1356 респондентов о заинтересованности студентов Сургутского государственного университета в креативной экономике. Результаты показали высокий уровень заинтересованности студентов университета в развитии своих знаний в области креативной экономики, также актуальность и важность темы soft-skills на современном рынке. На основе проведенного исследования был представлен яркий и динамичный доклад на тему «Лаборатория смыслов» – лига креативных студентов. Главной фишкой выступления стал интерактив с аудиторией с помощью применения цифровых технологий, что позволило слушателям в полной мере окунуться в освещенную проблему. «Реализация лиги креативных студентов на базе нашего университета и дальнейшее ее расширение на вузы Ханты-Мансийского автономного округа, приведут к развитию креативного сектора Югры, так как это позволит студентам реализовать свой творческий потенциал», – заключили девушки. Креативная экономика значит – мыслить, изобретать, рисковать, пробовать. Студентки первого курса направления «экономическая безопасность» Антипина Анна и Каримова Хадижа осветили тему шанса России на процветание в сфере креативной экономики. Была отмечена важность страны в привлечении образованных и творческих людей для поддержания высокой устойчивости конкурентоспособности экономики на мировом рынке, а креативная экономика представляет собой наиболее эффективную индустрию в борьбе с кризисными ситуациями. «Креативность – топливо экономики 21 века», – заключили студентки. Шевченко Вера рассказала о нестандартном взгляде на привычное понятие экономики, выход за рамки с помощью фрикономики и о том, как работает данный элемент креативной экономики. Пока привычная экономика отвечает на вопросы «что делать?» и «как делать?», фрикономика задается тем, «зачем это делать?» и «почему это так?». Подведя итог было отмечено, что фрикономика – это в первую очередь творческий взгляд на вещи и выход за рамки общепринятых суждений. Ахметова Алина, студентка СурГПУ, подняла тему актуализации креативности в процессе формирования и развития кадрового потенциала в индустрии гостеприимства. «В отношении управления персоналом, руководители предприятий должны развивать креативные качества своих сотрудников с помощью тех или иных инструментов», – заключила девушка. Шарипов Артем выступил с обозрением темы проблемы управления персоналом, в частности кадровых рисков и безопасности. Темой активного обсуждения стал вопрос об имидже организации, выступающим как инструмент управления персоналом. Спикером данной темы выступила Богомазова Дарья. Ею была отмечена актуальность организационной культуры и роли имиджа в сложной системе социально-управленческих факторов, способных решать управленческие задачи по преобразованию социальных объектов. Крыленко Анастасия рассказала аудитории о современном рынке гостиничных услуг в регионе, было рассмотрено состояние регионального рынка и его перспективных направлений. Анастасия выделила основное конкурентное преимущество Округа в качестве наличия большого объема ресурсов. Швырева Виктория, представляя Институт государства и права Сургутского государственного университета, раскрыла законодательную разницу понятий интеллектуальная и креативная деятельность.
Завершающим этапом встречи стало обсуждение запуска лиги креативных студентов, открытость и заинтересованность гостей к работе развития креативного мышления и реализация соответствующих проектов в вузах и на площадке арт-резиденции.
«Хотелось бы отметить современность и актуальность организованной дискуссионной площадки «Креативный потенциал Югры: экономика, наука, образование», в рамках которой студенты разных направлений центральных вузов Сургута (СурГУ, СурГПУ), преподаватели, приглашенные эксперты смогли не только увидеться и поделиться мыслями о важности развития креативных индустрий. Но, что важно, договорились о конкретном деле. А именно, организации «Креативной лиги студентов Сургута». Я, как преподаватель СурГПУ, тренер в области неформального образования «Тренинг-группы «Молодцы», а также директор АНО «Интеллектуальный потенциал» с удовольствием присоединюсь к этому проекту и буду рад быть полезным в этом начинании», – комментирует Роман Войко.
Сидорова Ольга также поделилась своими впечатлениями после проведенного мероприятия: «Очень приятно было принять участие в круглом столе «Креативный потенциал Югры». Вместе со студентами разобрали, обсудили проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического развития. Для меня стало приятной неожиданностью увидеть такой высокий уровень докладов у студентов. Ребята не просто сделали презентации, используя шаблонные фразы и макеты для презентаций, они глубоко погрузились в вопрос креативной экономики, креативных индустрий, провели анализ мировых практик, выявили причины успеха и как они связаны с креативом. На исследовательской и аналитической работе студенты не остановились, они разработали собственные предложения, четко структурировали этапы реализации плана и возможные варианты привлечения ресурсов. Одним из предложений от ребят стало создание лиги креативных студентов, запуск или перезагрузка креативного пространства в университете. Важно, что студенты не только проявляют интерес к актуальной на сегодня теме, но и получают всестороннюю поддержку своих преподавателей в этом направлении личностного роста. В свою очередь я, как руководитель «Арт-резиденции», с большим удовольствием включусь в эту командную работу. Сегодня для молодых, творческих, креативных открыты огромные возможности. В первую очередь – это грантовые площадки; есть возможность привлечь финансирование на реализацию их идей; во-вторых, это образовательные площадки, и не только в нашем округе, но и крупные федеральные, например, «Таврида». Также двери «Арт-резиденции» всегда открыты для студентов для мозговых штурмов, созданию и реализации проектов, создания коллаборации, прохождения образовательных курсов. Хочется отметить, что для преподавателей, менторов имеет колоссальное значение живой ум, творческий потенциал этих ребят, и наша главная задача не только сохранить, но и приумножить их интерес, оказать нужную поддержку. Именно так, объединяя усилия, мы выращиваем уникальные кадры, сами создаем источник «новой нефти», формируя будущее нашего округа».
«Конечно, креативный потенциал Югры, как и любое будущее, находится в руках молодежи, и участники круглого стола продемонстрировали энергию, готовую перестать быть потенциальной. Да, ребятам не достает опыта, но тут уже задача наставников и руководства создать условия для того, чтобы этот опыт появился. Креативные пространства могут стать лабораторией, мастерской или студией для тех, кто не боится идти нехожеными тропами креативных индустрий», – комментирует Ханжин Владимир.
«Креативный класс – это представители творческих профессий, которые формируют сегодня, по сути, новый общественный класс, который начинает определять не только развитие отдельных организаций, рост и процветание целых городов и регионов, но и мощь держав на мировой геополитической карте. Это новая реальность, новые профессии, новые навыки, новый рынок.
Не удивительно, что основная роль в этих изменениях отводится молодежи. Именно креативная сфера дает возможность молодым людям развиваться и зарабатывать. Состоявшаяся дискуссия - яркое подтверждение этому. Студенты двух вузов Югры и их наставники, в динамичном и позитивном обсуждении вопросов становления креативных индустрий, попытались совместно разобраться и осмыслить необходимый набор навыков на стыке творчества и предпринимательства, умения не только генерировать идеи, но и воплощать их в форме рыночного продукта», – прокомментировала директор Института экономики и управления, Шарамеева Ольга.
Галюта Оксана отметила следующее: «Сегодня мы все вообще и чаще встречаем фразу «креативный» в беседах молодежи, в статьях научного сообщества, и в инициативах бизнес-структур.
Как раз о творчестве и созидании в образовании, науке и бизнесе Югры вели разговор на дискуссионной площадке все неравнодушные к развитию нашего округа.
Действительно, внедряя в образовательные процессы креативные подходы и технологии, педагоги стремятся воодушевить молодое поколение к поиску новых знаний. Знаний, которые в дальнейшем могут стать заделом для научных исследований и открытий. Исследований, позволяющим новым индустриям найти своего потребителя и рынок сбыта. Мне кажется это очередная веха в интеграции классической триады «образование-наука-бизнес». И вскоре мы увидим что-то новое, оригинальное, не существовавшее ранее, в общем, «креативное».
Пяткова Светлана также поделилась своим мнением о состоявшемся мероприятии: «Благодарим организаторов за профессиональное мероприятие, которое позволяет задуматься о реализации новых инструментов коммуникации, интересных и понятных не только профессиональному сообществу, а прежде всего, студенчеству! Приятно было поработать в кругу заинтересованных и мотивированных на практический результат молодых исследователей, которые уверенно идут вперед и предлагают реалистичные проектные конструкции для развития креативных индустрий в Югре.
Отдельная благодарность вашему руководству за поддержку и реализацию таких актуальных форматов взаимодействия наших Университетов!
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!»
Максим Морданов прокомментировал мероприятие: «Сегодня сменяется вектор ключевых эффективных методов и инструментов развития общества и науки – на первый план выходит креативная личность, обладающая качествами, позволяющими изобретать, нестандартно решать задачи и критически анализировать информацию. Именно поэтому креативная экономика выступает стратегией развития общества XXI века. Она становится эффективным инструментов не только в части экономических аспектов: генерирования доходов, создания рабочих мест и развития экспорта, но и социальной сферы: развития личности и трансформации образовательной среды, формирования необходимых навыков современного специалиста. В рамках дискуссионной площадки «Креативный потенциал Югры: экономика, наука, образование» были рассмотрены актуальные направления трансформации социально-экономической и образовательной сфер. Определен вектор и инструменты совершенствования образовательных условий в целях формирования soft-skills у обучающихся региона».
«Порождение инноваций креативным классом требует качественно иного подхода ко всем отраслям, связанным с развитием человеческого капитала. Именно в области человеческого капитала сосредоточены основные социально-экономические преимущества в России. Югра продолжает развиваться как локомотив роста российской экономики, обеспечивающий инновационное развитие национальной экономики. Приоритетными задачами развития округа является в том числе обеспечение доступности и качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития креативной экономики. Креативные индустрии – синоним высшего образования.
Хотелось бы создать Лигу креативных студентов, которая позволила бы объединить всех обучающихся, интересующихся креативными индустриями, вне зависимости от выбора профессии.
На этом фоне может возникнуть огромное количество коллабораций и проектов, которые будут увенчиваться интересными результатами.
На данный момент в СурГУ мы ведем работу по созданию рабочей группы. Сегодня это студенты Института экономики и управления и несколько преподавателей, но в планах – развитие деятельности и популяризации креативной экономики в стенах вуза и за его пределами. Основная задача – это интеграция вуза в городскую и региональную среду для решения насущных проблем, для соответствия приоритетам развития Югры и создания элементов креативных индустрий в целях совместной популяризации науки, образования и креативной экономики», – заключила Залевская Мария.
Так, можно сделать вывод, что тема креативного мышления сейчас как никогда раньше является актуальным вопросом, требующим внимания, а креативная экономика – это работа над традиционными материалами с применением уникальных технологий, с проявлением творческого мышления одного человека или целой группы, новые подходы, иными словами – перезагрузка привычных методов и выход на новый уровень мышления.