Современные образовательные технологии в классическом образовании юристов
Размер шрифта
Цветовая схема
Интервал между буквами
Шрифт
Изображения
Личный кабинет поступающего

12
июля
2022 год
Современные образовательные технологии в классическом образовании юристов

Студентам

Учиться весело – это фантастика? Большинство ответят утвердительно. Пишешь на лекциях, отвечаешь на семинарах – вот и вся учебная деятельность студентов «от сессии до сессии». В Институте государства и права СурГУ готовы с этим поспорить. Несмотря на то, что будущие юристы учатся серьезно, каждый день работают с гигабайтами информации, на их парах бывает весело.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.


Дисциплина «Административный процесс» удачно объединяет классические формы преподавания и современные образовательные технологии. Старшие преподаватели кафедры государственного и муниципального права Екатерина Куприянова и Анастасия Андриенко организуют семинарские занятия таким образом, чтобы студенты-юристы могли практиковаться на реальных кейсах.

Работа с обращениями граждан – формат, который прижился сразу. Будущим дипломированным юристам предстоит подготовить сотни или тысячи документов за свою карьеру. Начинать нужно с малого. Самая простая форма, в которой допустимы ошибки и которую второкурсники вполне могут осилить сами, – это обращения. Студенты изучают теорию, нормативные правовые акты об обращениях граждан, а затем им дается простое задание – самостоятельно подготовить заявление или предложение в органы власти. Важно, обращение не должно содержать спора в своей основе. Так студенты выступают как активные граждане, которые предлагают что-то улучшить, либо обращают внимание на проблему с просьбой ее устранить.


«Чаще всего обращения направляются в органы местного самоуправления. В этом году многие писали по поводу уборки снега на определенной территории. В прошлые годы «популярными» темами были ямы на дорогах и автохлам. Из необычных тем можно вспомнить предложение по установке электронных библиотек, запрос об организации раздельного сбора отходов в Сургуте. Студенты очень вдохновляются, когда их обращение имеет положительный результат. Да, таких немного, но автохлам убирали в 100 % случаев, срезали арматуру на дороге, чистили тротуар от снега. Однажды студента пригласили на осмотр местности вместе со специалистами администрации. Если студент по каким-либо причинам не хочет отправлять обращение, то оценивается текст, который он написал. Но те, кто попробовал себя и отправил обращение в органы власти, чувствуют себя уверенней» – отмечает Анастасия Андриенко.


Своим опытом работы по теме «Обращения граждан в органы власти» поделилась студентка группы 102-01 Мария Андреева: «В рамках дисциплины «административный процесс» я выполняла задание, которое заключалось в написании обращения в органы государственной власти. Мое обращение – это тот самый случай, когда теория закрепилась практикой: узнать о таком механизме взаимодействия граждан с органами государственной власти и применить его на практике – очень ценно. Обращение я направила в администрацию своего поселка, с оформлением проблем не возникло, так как на паре я ознакомилась с примерами обращений и послушала рекомендации преподавателя. Самым интересным моментом стало получение ответа на обращение, и результат, который я увидела в этот же день (моей просьбой в обращении было очищение пешеходных тротуаров около дома от ледяных скатов). Поэтому я, в лице не только будущего юриста, но и в первую очередь, гражданина, очень рада этому опыту и при необходимости смогу с легкостью применить полученные знания!»

Интеллект-батлы – авторская технология, которая включает в себя два этапа:
1. Формулировка вопроса интеллект-батла на основе темы лекционного занятия и выбор двух студентов, которым предстоит за неделю подготовиться к дискуссии.
2. Проведение на практическом занятии интеллект-батла. Двое студентов защищают противоположные точки зрения на обозначенный вопрос (например, есть ли необходимость в лицензировании ветеринарной деятельности?). У каждого студента есть 5 минут на выступление, далее – 10 минут на прения и вопросы слушателей. Победителя определяет группа тайным голосованием (студенты и преподаватель голосуют через опрос в беседе в ВКонтакте). Батлы проводят «на выбывание». При этом оцениваются как победители, так и проигравшие, по бальной системе. На заключительном занятии победителям вручаются дипломы.


Учитывая общую популярность проектов для ученых – популяризаторов науки на федеральном уровне, данная технология хорошо встраивается в современные тенденции, позволяет не только сформировать необходимые навыки и умения студентов-юристов, но и раскрыть потенциал для участия в иных подобных проектах.


Сергей Коротовских, студент группы 102-01, в этом году стал победителем интеллект-батлов. Он делится впечатлениями: «Формат проведения занятий в виде интеллект-батлов по дисциплине административный процесс мне очень понравился. Чему я научился? Пожалуй, основной навык, который я смог выработать и в дальнейшем укрепить, – это способность рассматривать какое-либо положение или идею с разных сторон: приводя как положительные аргументы в защиту данной позиции, так и против нее. В этом плане затруднительно провести какую-то аналогию с другими изучаемыми дисциплинами. Также хотел бы отметить развитие навыков публичного выступления перед аудиторией, доказывая свою позицию по теме, а также отвечать на вопросы аудитории без подготовки, что помогло мне развить навык оперативного мышления. Зачастую с предлагаемой мной позицией не все были согласны, что не только не расстраивало меня, но и давало мотивацию доработки своей позиции, указания на ее недостатки с точки зрения аудитории и моих оппонентов по интелект-батлам. В плане подготовки не было чего-то особенного: читал учебную литературу, анализировал положения законодательства, искал подтверждения своей позиции в других источниках информации. Иногда, в том числе и при формировании аргументации, приходилось отталкиваться от позиции, аргументов своего оппонента, что также считаю важным, так как, на мой взгляд, это является некоей схожестью с моделью, которую мы зачастую видим в судебных процессах при состязательности сторон. В целом, впечатления от интеллект-батлов у меня остались только положительные, так как преподаватель не только работал с нами, указывая порой на недостатки наших выступлений, но и давал нам возможность самостоятельно выбрать тему для батла, что также дополнительно мотивировало меня в плане подготовки к нему».


Вишенкой на торте являются занятия по подготовке учредительных документов для некоммерческих организаций. «Чаще всего к нам обращаются за помощью во внесении изменений в Устав НКО, но в этом году студенты пошли дальше – создали собственное НКО. Сейчас документы находятся на рассмотрении в Управлении Министерства юстиции РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. Для студентов второго курса – это огромный опыт и серьезная юридическая практика», – комментирует Екатерина Куприянова.


Сергей Коротовских был одним из тех, кто готовил документы по внесению изменений в Устав общественной организации «Совет Ветеранов города Сургута»: «При разработке Устава я открыл для себя заинтересовавшие меня новые направления в юридической деятельности: изменение учредительных документов юридического лица, а также взаимодействие с Министерством Юстиции РФ; закрепление теоретического материала и его практическое использование в рамках изучаемой дисциплины в контексте взаимодействия с уполномоченным органом исполнительной власти, выработка способов приведения норм Устава общественной организации в соответствии с действующим законодательством и разъяснениями Управления Минюста по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. Дополнительно хотелось бы отметить возможность консультирования членов и председателя данной общественной организации, установления живого контакта с ними в процессе данной работы: поиск ответов на возникающие у них вопросы, правильное оформление юридических документов, в этом помогали преподаватели кафедры государственного и муниципального права».


Согласны с Сергеем его одногруппники Алена Рогова и Абдул Даудов: «Административный процесс дал нам огромный опыт в работе с некоммерческими организациями в части внесения изменений в их учредительные документы. Нам выпала возможность поработать с уставом Общественной организации «Совет Ветеранов города Сургута», мы получили новый интересный опыт. В частности, подробно изучили нормы законодательства, касающиеся устава общественной организации (структуру, обязательные положения). Нам удалось встретиться с представителями данной организации, задать интересующие нас вопросы. И даже ознакомились с процедурой подачи документов в Минюст. Также огромным опытом для нас стала непосредственная подготовка документов, что точно пригодится нам в будущем. Теперь мы знаем, что есть много нюансов, вплоть до вопроса – как подшивать документы? Проделав большой путь от изучения законодательства до подачи документов в Минюст, мы были в восторге от самого процесса: ощутили себя настоящими юристами. Данный опыт дал нам толчок для дальнейшего развития в нашей сфере».


Преподаватели кафедры государственного и муниципального права Института государства и права СурГУ стремятся сделать так, чтобы образование было не только современным и качественным, но и интересным. Студенты в течение семестра пишут реальные обращения в органы власти и получают на них ответы, участвуют в интеллект-батлах и выявляют сильнейшего, готовят документы для регистрации НКО и направляют их в Минюст РФ. Применение современных образовательных технологий позволяет сформировать у будущих юристов необходимые компетенции, что в дальнейшем позволяет молодым специалистам быть уверенней и отражать в резюме реальные кейсы.

Кафедра государственного и муниципального права

Предложитьновость

  • Файл
Пресс-службе сургу Файл прикреплен!
Отправить
Главный корпус

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, пр. Ленина, 1

Приемная:

(3462) 76-29-00

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Первый корпус (блоки А, Б, Г)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-77

Корпус УНИКИТ (блок В)

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 22

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-61

Гуманитарный корпус

628408, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энергетиков, 8

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-43

СК "Дружба"

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 9А

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-31-17

Общежитие № 1

628403, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Рабочая, 31/2

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 76-29-51

Общежитие для студентов и профессорско-преподавательского состава

628406, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60/1

Комендант/инженер по эксплуатации здания:

(3462) 21-05-91

Новости из этой же категории