12
декабря
2023
год
Модель заседания Конституционного Суда РФ
Вчера, 11 декабря, в Точке кипения СурГУ состоялась Модель заседания Конституционного Суда РФ, главная цель которой – наглядно продемонстрировать работу высшего судебного органа, осуществляющего охрану Конституции РФ и защиту конституционных прав граждан, а также познакомить молодежь с практической деятельностью юристов. В мероприятии, организованном в рамках изучения дисциплины «Конституционный контроль», приняли участие студенты 2–4-х курсов Института государства и права (ИГиП).
Игровые судебные процессы – обычная практика обучения студентов-юристов. В ИГиП они проводятся регулярно. В таком формате они знакомятся с тонкостями судебного процесса, пробуют себя в различных процессуальных ролях. Просветительский проект «Модель заседания Конституционного Суда Российской Федерации» реализуется на средства гранта губернатора Югры, выигранного в 2022 году. На эту сумму организаторы закупили судейские мантии, необходимый инвентарь, канцелярию и Конституции РФ.
– Модель заседания Конституционного Суда Российской Федерации проводим в таком формате второй раз. Игровые процессы – эффективная форма обучения будущих юристов, а также профориентации школьников и правового просвещения граждан. Этот формат позволяет студентам изучить одновременно процессуальные и материальные нормы, развивает у них навыки поиска и анализа необходимой информации, а полученные знания отличаются глубиной и ориентированностью на практику, – убеждена автор проекта, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального права Анастасия Андриенко.
Участникам предстояло разобраться в непростом деле, касающемся изменений закона «Об образовании в Российской Федерации» и правомерности образовательной организации привлекать учащихся к общественной работе без согласия родителей.
В главных ролях: София Павловна Юмашева и ее шестнадцатилетний сын Дмитрий. 18 сентября 2022 года классный руководитель сообщил Дмитрию о его привлечении к дежурству. Подросток отказался, ссылаясь на дополнительные занятия. Учитель же настоял на его присутствии. Как итог – во время уборки кабинета мальчик получил различные травмы, ссадины и не смог посетить оплаченные заранее занятия с репетитором. Тогда София Павловна решила обратиться к директору школы за объяснениями и компенсацией расходов на лечение ребенка.
Директор в свою очередь заявила, что классные руководители предупреждали учащихся о возможности привлечения к дежурству и его графике, во-вторых, школьник сам виноват в пропуске допзанятий, а его увечья произошли из-за подвижных игр с одноклассниками. 30 сентября София Павловна подала иск в городской суд на школу, требуя признания их действий незаконными. Однако ее исковые требования удовлетворены не были, обжалование решений судов в вышестоящих инстанциях также не дало результатов. Тогда С. П. Юмашева решила обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
История вымышленная, но факты имеют место быть в реальной жизни. На заседании присутствовали: судьи Конституционного Суда РФ, заявитель и его законный представитель, а также представители Государственной Думы, Совета Федерации и Президента России, роли которых исполняли студенты ИГиП. Кто-то писал жалобу, кто-то – ответ на нее, остальные отвечали за работу с населением и готовили правопросветительские посты. Стороны достойно представили свои правовые позиции, а суд вынес решение – признать оспариваемые нормы соответствующими Конституции РФ, но судебные решения по делу С. П. Юмашевой пересмотреть в установленном порядке.
– Модель Конституционного Суда РФ – это отличная возможность для нас, студентов, попробовать свои силы в судебном процессе. Это мой первый опыт. Было волнительно и интересно выступать перед многочисленной аудиторией, отстаивать свою правовую позицию. Фабула дела, в отличии от прошлого года, была сконструирована для нас на основе вымышленной истории. Она касалась недавних поправок в Федеральный закон «Об образовании». На написание жалобы у нас ушел месяц. Руководствовались правоприменительной практикой, изучали решения Конституционного Суда в сфере правового регулирования принудительного труда работников. Проблема в том, что локальные нормативные акты школа приняла с нарушением действующего законодательства и Конституции РФ. Наша задача была доказать, что Федеральный закон «Об образовании» не позволяет привлекать школьников к принудительному труду, – говорит второкурсница, представлявшая интересы истца, Александра Галдак.
В результате студенты второго курса, успешно справившиеся со своей задачей, получили «зачет» по дисциплине, а старшекурсники – дополнительную строчку о профессиональных навыках в резюме. Словом, участие в проекте – отличный старт для построения профессиональной карьеры.
Автор: Эльвира Галиханова
Фото: Ксения Радионова
Подписывайся на наш Telegram-канал!